НАШ ПЬЕДЕСТАЛ
Сезон 2022-2023Архив пьедесталов
КОНТАКТЫ
8(495)613-67-34
Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)
г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15
Радионова совершила поступок, она пришла менять судьбу
А вы не видели, как изменилась Радионова?
- В короткой на прыжках Маша так взмывает со своим ростом, а это не так просто, под вальс из "Лебединого озера"-то, - сказала Буянова уже в процессе нашего диалога, начавшегося еще во время тренировки Сотсковой на глазах у генерального директора Федерации фигурного катания на коньках России Александра Когана и технического специалиста Александр Кузнецова.
- Как пришли к этой музыке?
- Петр (Чернышев – постановщик программ Сотсковой и хореограф) предложил этот вальс. Для нас с Ирой Тагаевой (хореографом группы Буяновой) это стало очень неожиданно, ведь вальс "Лебединого озера" - очень грандиозная и летящая музыка. Мы сомневались, что Маше она подойдет. Но Петр сказал: "Маша - светлый и воздушный человек, и этот образ – ее". Когда мы увидели, что все получается, и Маша вальс приняла, процесс пошел еще быстрее.
- Весь день Мария проходила диспансеризацию (полную проверку организма), а вечером пришло с проверкой руководство федерации, перед которым нужно было выглядеть "как новенькой"...
- Ну, ничего, такие обстоятельства тоже бывают. Отменить прокат мы не могли, но это же своего рода модель ситуации, когда надо "здесь и сейчас". Это как после перелета за океан выйти на лед.
- И второй тулуп в каскаде она круто спасла, хотя и разминки почти не было.
- Пока это были не "ее" прыжки, но сейчас это даже не важно.
- У Елены Радионовой короткая программа осталась прежней.
- Да, но в ней было, что дорабатывать. Кое-что меняем, много времени уделили шагам, вращениям. Но главное, что визит специалистов из федерации прошел успешно, им программы обеих девочек понравились. Они оценили наши старания и мне очень приятно, что девчонки показали программы убедительно. Это главное. Важный психологический момент. А то ты работаешь всю весну, половину лета, а потом к тебе приходят и говорят, что твои труды никуда не годятся. Такое тяжело воспринимать.
- Вам такое говорили когда-нибудь?
- Мне, слава богу, нет, но в фигурном катании очень важно попасть в программу.
- Произвольная Радионовой…
- …"Historia de un Amor". У нас она в несколько необычной обработке, с середины шагов она отличается от классической версии.
- Вы выбрали музыку?
- Все выбирали – Лена, я, Татьяна Анатольевна Тарасова, (хореограф) Ира Тагаева, Ше-Линн Бурн… Сложилась такая ситуация, что нам не все понравилось в музыке, которую для произвольной поначалу прислала Ше-Линн (канадский хореограф, поставившая обе программы Радионовой). Но эта "История любви" понравилась сразу и мне, и Тарасовой. Ше-Линн прослушала и тоже одобрила.
- Что сказал технический специалист?
- Дал нужные рекомендации по поводу технической составляющей программ. Дорожки шагов и вращения – все внимание им.
- Переход Елены к вам стал сюрпризом и для вас самой.
- Конечно! Полная неожиданность. Тем более все произошло в конце сезона, когда были распределены все сборы.
- Контакт между тренером и фигуристкой найден?
- Контакт? Вы знаете, помогло, что каточек у нас в ЦСКА маленький, и знакомы мы с ней уже были. Мы годами круглые сутки были друг у друга на виду. Она росла на моих глазах, я знала, как развивается ее карьера. Какого-то привыкания у меня к ней совершенно нее было, а сейчас у меня вообще есть ощущение, что она всегда была у нас в группе. На лед она вышла с огромными глазами. Желание сделать себя лучше переполняло ее. Таких людей можно только уважать.
- В мае я наведался в "Олимпийский" в гости к Александру Жулину, где с удовольствием посмотрел на Викторию Синицину и Никиту Кацалапова. После года мучений они показались мне такими жаждущими фигурного катания, их заряжает хотя бы только то, что у них есть постоянный лед и главный тренер, который тоже мотивирован в развитии пары. Радионова сейчас такая же - посвежевшая и облегченная?
- Как вам сказать… она пришла менять судьбу. А такие спортсмены всегда настроены на работу. Смысла в том, чтобы поменять тренера и остаться в том же контексте, в котором ты была, это не очень интересный опыт. Лена пришла, мы поговорили и пришли к выводу, что если она дальше хочет прогрессировать, ей надо что-то менять. В себе. Да, твой собеседник напротив может кивнуть подбородком и сказать: "Я готов", но в 18 сложно сделать из себя другую, потому что к восемнадцати ты уже сложившийся спортсмен. У Радионовой в активе медали чемпионатов мира и Европы, у нее было все! А тут она приходит к другому тренеру и ей приходится заново к чему-то привыкать. Зачем? Этот вопрос задаст себе любой человек на ее месте. На это способен не каждый спортсмен в принципе. А тот, кто способен, может быть не способен сделать это быстро. У Радионовой времени на раскачку нет. Она – человек с амбициями, пришла в нашу группу перед олимпийским сезоном.
- И в чем ей нужно было измениться?
- А вы сами не видели сейчас?! Она не стала другой?
- Стала стройной и более мощной в катании. Раньше она выступала красиво, но как-то на пределе…
- …на грани, правильно. Это случилось не просто так. И не просто потому что мы ей предложили свой тренировочный процесс, а потому что она оказалась к нему готова. Смогла изменить судьбу. Лена все впитывает как губка и не устает пробовать. Она работает сверх того, что даю ей я. Я очень ценю этого человека за такие усилия. Главное - чтобы все не закончилось через месяц…
- К чему Елене было сложнее всего привыкнуть у вас?
- Ее вырастила другой тренер, к которой она привыкла, а к ней привыкла тренер. Много деталей и в ОФП, и в хореографии, адаптируясь к которым спортсмен порой должен себя ломать в прямом смысле слова. А уйти в 18 лет от тренера, который тебя воспитал – это, наверное, и есть самое сложное. Понятно, что она хочет чего-то нового в своей жизни.
- Она и в Instagram стала другой. Если позапрошлый сезон прошел под знаком светской жизни с соответствующими модельными кадрами, то сейчас в ней заметно больше непосредственности, появилась открытая улыбка.
- Отношение к процессу у нее сейчас рабочее. Само взросление у всех девочек происходит по-разному - у кого-то раньше, у кого позже, а у кого совсем запоздало. Девчонки любят попозировать и красиво одеться – это хорошо. Страшнее было бы, если бы они ходили только в пижаме. Но важно знать меру, а по молодости тебе хочется всего побыстрее. В этом кроется загвоздка. Я миллион раз говорила, что жизнь в спорте очень коротка, особенно у девочек. И я очень хочу, чтобы они просто успели. Я о спорте. А все эти моды, номинации, презентации, демонстрации – это все придет.
- В презентациях есть опасность?
- Когда человек тяжело уходит в это, то конечно.
- Прежний тренер Радионовой - Инна Гончаренко - говорила, что Елена из боевого ребенка превратилась в вальяжную леди.
- Мы об этом и говорим, что периодами девочке хочется побыть и такой. Но тебе как тренеру нужно тоже понять, а почему у тебя спортсмен вдруг ушел в другую сторону. Поэтому Лена и решилась на какой-то внутренний шаг. Я вижу, что внутри себя она совершила перелом. Не я в ней это сделала, а она сама это продолжает делать, по своей личной инициативе. Это поступок. Знаете, может, и хорошо, когда человек куда-то проваливается, в ту самую другую сторону, которая оказывается ямой.
- Когда ты все тот же спортсмен, но уже не тот?
- Когда пока ты тренировалась, вышло так, что кто-то сделал это лучше. А потом оказывается поздно.
- Нет ощущения опасности, что эта ломка себя у Елены может вскоре пройти?
- Человек не бесконечен. Человек получает нагрузки. Человек устает. Но вместе с ней мы стараемся эту полезную тенденцию удержать. Ленка – она по характеру в первую очередь спортсмен.
"Графиня" Сотскова взрослеет
- А Маша?
- Конечно! У Маши еще тот возраст, когда она будет пахать и должна это делать. Она – трудяга, трудяга… Трудяга с большим стержнем. Мне в ней нравится то, что она не просто исполняет программу как установку тренера и хореографов, а украшает ее сама. И она умеет это делать. Маша очень видоизменилась по сравнению с прошлым сезоном. Повзрослела и стала еще более общительной с залом. Конечно, и программа - "Лунный свет" Клода Дебюсси - к этому обязывает. Раньше Сотскова была эдакой Снежной королевой, в чем тоже был свой шарм. Мне очень нравилось в ней ее графство, с этим минимумом эмоциональности. Она действительно росла на льду как Ледяная королева, и это было только ей присущим очарованием. Но "графиня" взрослеет и вот эта степенность постепенно остается внутри нее и все меньше выплескивается наружу. И мне очень нравится, что в Марии становится больше общения, открытости.
- Но вы же сами хотели такой эволюции Сотсковой?
- Естественно, ведь в современном фигурном катании ты должен быть многогранным, в нем нельзя зацикливаться на одном образе, хоть он и прекрасен. И в произвольной программе Мария предстает такой девушкой… неземной. В моем восприятии. Будем стараться улучшить себя в этом важном спортивном году.
- Слово "Олимпиада" при девчонках произносите?
- Мы готовимся к сезону как таковому, в котором ряд этапов, просто каждый внутри себя все равно ощущает, что год этот немножко другой. Об Олимпиаде можно не говорить, но в сознании олимпийская волна накатывает по нарастающей, и вскоре она станет бушевать. Фраза тренера "Не думай пока об Олимпиаде" обречена быть пустой. Любой будет думать. И разговаривать. Это нормально.
- У вас уже есть опыт олимпийского мотиватора.
- Ну, знаете, ну есть… а главное - чтобы они, Маша с Леной, были мотивированы. А наша задача – не разделять их. Мы приходим на работу, чтобы уделить внимание обеим, от ОФП к хореографу и далее. У нас конвейер.
- В тренировочном времени они на льду разделены, насколько я понял.
- Естественно. Это необходимо, чтобы успевать работать с музыкой.
- Но не из-за того, чтобы раньше времени не устраивать между ними спарринга?
- Да они уже в спарринге. А как иначе они собираются побеждать? Иногда они катаются вместе, я их соединяю, потом разъединяю.
- Как вам кажется, они соревнуются друг с другом?
- Я думаю, они вам скажут, что не соревнуются, но поглядывать друг на друга – поглядывают. Девочки делают вид, что не смотрят друг на друга, но это не так. И это хорошо. Надо же оценивать, что не ты одна работаешь. И слава богу, что все у нас идет в рабочем режиме, как надо.