НАШ ПЬЕДЕСТАЛ

Архив пьедесталов
КОНТАКТЫ
8(495)613-67-34
Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)

г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15
ДВЕ СЛАВНЫЕ ДАТЫ В КОНЦЕ ЯНВАРЯ
Мне очень хочется рассказать о своей прабабушке Нечаевой Наталье Павловне.
Так совпало, что 27 января отмечался День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год). А сегодня, 30 января, моей прабабушке Нате исполняется 90 лет. Как связаны эти два дня? Всю блокаду моя прабабушка провела в Ленинграде. В начале войны ей было 16 лет, она была чуть старше меня, и очень скоро осталась совершенно одна в блокадном городе. Не все мои ровесники знают подробности о тех трагических днях. Почти 900 дней ленинградцы боролись за жизнь в осажденном городе. Зима 1941-1942 года была очень холодной, не было отопления и воды. Но самым страшным испытанием стал голод. По разным оценкам, за годы блокады погибли от 600 тысяч до полутора миллионов человек. Только три процента из них умерли в результате бомбёжек и артобстрелов, остальные - от голода. Иногда я думаю, смогла бы я выдержать все это? Нам сейчас даже трудно представить, как это, когда нечего есть. Совсем. День. Неделю. Год. Когда на твоих руках умирают твои родные. А ты не можешь им помочь.
Прабабушка не очень любит вспоминать о тех днях, но иногда рассказывала мне и моей маме о своей жизни в блокадном Ленинграде:
“Когда началась война, мне было 16 лет. Я жила с мамой. Брат ушел на фронт, и почти сразу погиб. Сестра работала на военном заводе в эвакуации. Очень скоро началась блокада. Зима выдалась на редкость холодная, морозы стояли под 40 градусов. Отопления в домах не было, спали в шубах, не раздеваясь. Топили печку-буржуйку. Стопили всю мебель и книги. Водопровод не работал. Воду брали из Невы, из проруби. Голод был страшный.”
«В самом начале войны нас, молодых девчонок, отправили рыть противотанковые рвы. Рыли, стоя по пояс в ледяной воде, под конвоем. Попытаешься сбежать - расстрел. Помню, как началась бомбежка, и мы с подружкой бежали, а вокруг нас взрывались снаряды. Потом всю ночь шли домой через весь город. Мама чуть с ума не сошла, думала, меня убили...”
“В яваре 41-го еды уже не было никакой, а с ноября хлеб стали выдавать по карточкам, мама ушла их отоваривать. Начался арт-обстрел, мама погибла. И я осталась абсолютно одна, из родных никого. Потом в наш дом попала бомба, квартиры не стало. Меня подобрала соседка, баба Маня. Разделила со мной свой паек хлеба. Мы с ней спали в одной кровати, так было теплее. Через несколько месяцев Маня умерла - утром я проснулась рядом с трупом. Сил двигаться не было, так и лежала несколько дней рядом с трупом...”
“Спасла меня паспортистка Катя. Она мне приписала один год в паспорте, и мне дали рабочую карточку и взяли на завод. Но я была настолько слабой, что работать не могла. И меня отправили в подсобное хозяйство, на огороды...”
“Пришли мы как-то с подружкой отоваривать карточку. Я оторвала один талончик, остальные положила на стол. Пошла получать хлеб. Возвращаюсь - карточки нет. Ее украла подруга...”
Моя прабабушка человек исключительный. Несмотря на испытания, которые ей пришлось пережить в течение жизни – потеря двух мужей, смерть двух дочерей и почти всех близких - она остается сильной духом, оптимисткой, мудрой и чуткой, человеком удивительной внутренней силы, большой доброты и веры.
А еще у нас с бабушкой Натой общее увлечение. Она в молодости очень любила кататься на коньках. Возможно, поэтому и я очень полюбила фигурное катание и занимаюсь этим видом спорта профессионально. И свои маленькие пока победы я всегда посвящаю своей удивительной прабабушке….
Елизавета ЮЩЕНКО
Мы поздравляем прабабушку нашей Лизы с юбилеем и желаем ей крепкого здоровья.