НАШ ПЬЕДЕСТАЛ

Сезон 2022-2023
Архив пьедесталов

КОНТАКТЫ

Тренировочный каток
8(495)613-67-34

Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)


г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15

2019-02-08 07:20:00

"Хочется заниматься творчеством"

- Борис, два года назад вы вместе с супругой (тренер Екатерина Жаринова) уезжаете из родного теплого Волгограда, где возглавляли школу фигурного катания, в Москву, набираете группу маленьких учеников. Как и почему вы решились на такой шаг?

- Да, действительно, в течение 20 лет в Волгограде Екатерина работала старшим тренером, я - старшим хореографом, всё у нас было хорошо, ученики были способные и интересные, вот сейчас двое из них, Артур Даниелян и Эмиль Гасанов, тренируются в ЦСКА, но спортивный комитет не очень нас поддерживал, не был заинтересован в спорте, искусстве. Да и бытовые условия были не слишком хорошими: одна маленькая раздевалка на всех - мужчины, женщины, хоккеисты, льда не хватало - там где делят лед фигуристы и хоккеисты, всегда отдают предпочтение последним. Продержались сколько могли. Когда сидишь на одном месте столько времени и понимашь, что нет будущего, становится грустно. Решили переезжать в Москву. И когда Екатерине пришло приглашение из ЦСКА набрать группу маленьких ребятишек, долго не раздумывали. Ведь Катя, можно сказать, вернулась домой. Когда-то она тренировалась в армейском клубе у Светланы Владимировны Соколовской.

- В Москве, конечно, больше возможностей. Но в маленьких городах, скажем так, дефицит тренеров. 

- Нам предлагали и Сочи, и Краснодар, и были бы мы молодой семьей, наверно попробовали бы свои силы там, но здесь ещё и семейная ситуация: у нас двое детей, и в Москве есть бабушка и дедушка, которые могут помочь.

- В Волгограде вы были начальниками, здесь же начинаете можно сказать с нуля - с малышами. Не обидно?

- Ну что вы. Здесь есть куда расти, здесь мы сами выстраиваем ступеньки, по которым наши ученики будут подниматься, и мы вместе с ними. Не так давно я начал сотрудничать с Александром Самариным, меня пригласила его тренер Светлана Соколовская. Вы же знаете, что Сашу часто обвиняют в том, что он не гибкий, не хореографичный. Над пластикой  и работаем, Саша - работоспособный человек, очень. Конечно, второго Юдзуру Ханю из него не слепить. И надо ли? У него уже есть свой стиль - мужской, брутальный, если хотите, он может то, чего не могут другие фигуристы - у него есть четверной лутц. Если ему ставить подходящие по темпераменту,  по индивидуальности программы, Самарин способен обыгрывать многих.

На фото - Никита Михайлов, Александр Самарин, Албена Денкова, Борис Жаринов, Виталий Бутиков

- Борис, мы как-то сразу заговорили про фигурное катание, это понятно. Но ведь до этого у вас была не менее творческая жизнь. Расскажите об этом поподробнее.

- Многие хореографы приходят в фигурное катание из танцев или балета, я - не исключение. Я закончил хореографическую школу, училище, институт в Волгограде, был основателем детского танцевального ансамбля "Улыбка". Когда творчески подросли, надо было переходить на другой уровень, зарабатывать. Мы находились на самообеспечении, нам практически не помогали, хотя приписаны мы были к Волгоградской областной филормонии. Мы отделились от детского коллектива и стали профессиональным коллективом, назвали себя "Юг России". Но были мы как одно целое: "Улыбка" -  детский, "Юг России" - взрослый коллектив, наверно, самый большой в нашем регионе. Работа была очень интересная: я ставил танцы, учил детей, мы вели концертную деятельность. В нашем репертуаре были танцы народов мира, эстрадные, русские народные, казачьи - всё, что представляет наш регион. Полмира объездили с гастролями.  За эту работу мне присвоили почетное звание Лауреат Государственной премии в области искусства. Коллектив наш до сих пор очень известный, поэтому, когда я сказал, что извините, мне надо вас покинуть, все очень удивились - коллеги, начальство, режиссёры, администрация города.

- Получается. что вы храбрый человек - не боитесь менять свою жизнь.

- Получается. Хоть я и очень долго ждал этого момента - никак не мог переступить через себя, но трудно, когда тебе не дают развиваться дальше, когда ты стоишь на месте, достиг уже своего потолка. Собственно и с отъездом в Москву было то же самое - хочется развиваться, всегда! В Волгограде к культуре относились мягко говоря не очень хорошо, полное самофинансирование, и это, конечно, немного напрягает что ли. Хочется заниматься творчеством, а не только зарабатыванием денег.

- Как же вы попали в фигурное катание? Кто вас пригласил?

- Я пришел из-за Екатерины. Она уже тренировала, хотелось ей помочь - я же видел, как катаются дети, что можно улучшить, изменить, поправить. Мы стали тренировать вместе.

- Но ведь хореография на льду и на полу немного разные вещи. Вас супруга учила азам фигурного катания?

- Нет, я как-то сам до всего доходил, интересно было понять, как тут у них - у нас на льду всё устроено.

- Мне всегда было интересно: вот танцовщик, понятно, что руки, корпус, голова, шея на льду и на полу работают одинаково, но ведь ноги в коньках - это совсем другие движения, как же вы или любой другой танцор могут им научить?

- Так со спортсменами сейчас работают много специалистов - есть тренеры по скольжению, по прыжкам, по вращениям. И хореограф... Отрабатываем на полу программу, поправляем, учим, а потом переносим на лёд. Это всегда совместная работа - мне, например, видится, что ногу надо повернуть так, а фигуристу это неудобно, переделываем, ищем подходы.

- В начале разговора мы упомянули ваших учеников Артура Даниеляна (вице-чемпиона юниорского чемпионата мира) и Эмиля Гасанова. Расскажите немного о них?

На фото тренер Екатерина Жаринова и Артур Даниелян
Фото из личного архива семьи Жариновых

- Артура и Эмиля нам отдали, если можно так выразиться, когда их тренеры поняли, что мы сможем дать больше. Такая практика существует в фигурном катании. Оба они очень талантливые ребята. Артур - трудолюбивый мальчик, никогда не скажет, что он устал или не может, будет работать до последнего. Собственно, это уже и принесло результат.

- Но в итоге вы тоже его передали дальше - отправили в Москву, в ЦСКА.

- Да, потому что не было условий, не хватало льда, не было дополнительного времени с ним заниматься. Он же отправился в Москву за год до нашего переезда. Мы дали ему возможность двигаться дальше, не отказались от него, а просто предоставили выбор, и родители поняли, послушали Екатерину, хотя уходить от нас не хотели. Тоже круто поменяли жизнь, чтобы сын мог развиваться. Эмиль Гасанов пока не так известен публике, он тоже вырос здесь, очень прибавил. У него непростой период - он растёт, но борется, старается. Надеемся, что всё получится и у него

- Переход от одного тренера к другому - очень болезненный процесс, особенно когда речь идет о переезде из одного города в другой. Понятно, что в Москве и Питере условия лучше. В маленьких городах почти везде не хватает льда и залов для занятий, вы сами отправляете учеников за лучшей долей, они потом становится чемпионами - не обидно?

- И отдают, и обидно. Когда ты видишь результат, тебе безусловно приятно, что ты вложился в него. А потом думаешь, что это ты  мог научить, сделать. А остаешься в тени.

- Ну, интервью-то у первого тренера журналисты возьмут.

- Возьмут, но легче от этого не станет... Поэтому и хотелось бы вести наших нынешних, пока ещё очень маленьких ребят, до юниорского, а может и взрослого катания. Надеюсь, что это получится...

Елена ГРИШИНА

СОБЫТИЕ ДНЯ