НАШ ПЬЕДЕСТАЛ
Сезон 2022-2023Архив пьедесталов
КОНТАКТЫ
8(495)613-67-34
Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)
г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15
2020-09-23 10:23:00
"Я выжала максимум": откровенное интервью Елены Радионовой
"Измотала себя так, что ни разу не пожалела, что бросила фигурное катание"
- Лена, когда вы сказали себе: всё?
- После контрольных прокатов 2018 года я окончательно поняла, что закончила. Первые мысли меня посещали, когда не отобралась на Олимпиаду того же года (Радионова заняла итоговое 10-е место на чемпионате России – ред.). Но подумала, что постолимпийский год всегда очень непредсказуемый. Съездила на Art On Ice, набрала хорошую форму под конец сезона, поставили хорошие программы, жизнь наладилась. Но межсезонье вышло безумно тяжелым и абсолютно смазанным. Я сказала себе: или ты занимаешься этим хорошо, или прекращай совсем.
- А что вам мешало "заниматься этим хорошо"?
- Здоровье. Гормональный сбой, с которым я не могла справиться. Меня мало кто понимал. Я очень сильно поправилась. Жесткая диета не помогла бы, я была в состоянии, которым нельзя было управлять, а можно было только переждать его. Организму необходимо было время, чтобы нормализовать свою работу. Я вставала на коньки и чувствовала, что это не я, а потом меня и вовсе перестали пускать на лед из-за веса. Психологически я была подавлена. Елена Германовна (Буянова, тренер Елены – ред.) очень беспокоилась, она видела, что я в любой момент могу получить травму. Дни шли, а я все равно была далеко от приемлемой формы, пришлось обращаться к врачу, и тогда решила: не нужно гробить здоровье, надо думать о будущем. А в нем, я уверена, что достигну большего, чем в карьере фигуристки.
- Что потом?
- А потом я дала себе еще один шанс. Летом попыталась набрать форму, собрала все свои силы, забыв о прежних мыслях. Подумала: ну, еще разок. Последний. Из-под летнего солнца я заходила на холодный каток и пыталась "завести" свой организм, но мне было по-прежнему некомфортно, каждый день стресс, истерики. Это был ад. Я поехала на этап Кубка России в Йошкар-Олу, откатала короткую и поняла, что произвольную не осилю. Я настолько себя измотала, что после ни разу не пожалела, что бросила фигурное катание. Так мне всё это надоело. По-моему, я выжала из себя максимум.
- Почему прямо тогда и не объявили о завершении карьеры?
- В голове всё равно какое-то время жила мысль: мало ли? Мало ли захочу? Мало ли потянет? Мало ли… Мне нужно было время, чтобы фигуристка выветрилась из меня и созрел во мне другой человек с другими целями, который со спокойной душой мог сказать: это действительно конец. А то у нас ведь любят закончить, а потом вернуться. Люди качаются на своих желаниях, как на качелях, а я захотела осознанности. Да и заявление я свое делаю в первую очередь для своих болельщиков. Ухожу официально и красиво.
- Больше желания вернуться не возникало?
- Сейчас мне очень хорошо. Бывает, вижу себя на видео, и хочется надеть коньки, покататься, выйти в шоу… Но я ни разу не захотела вновь соревноваться. Соревнования всегда были для меня огромным стрессом, после которого я долго отходила. Кто-то выступил и забыл. У меня неделя порой проходила после старта, тело готово к новому, а голова - нет.
"А кто, по-вашему, "убийца" в женском одиночном катании?"
- Любительницей соревноваться вы не были никогда?
- Вообще! Фигурное катание мне очень многое дало, в нем я была счастлива. Я любила публику, выступать на нее, получать ее внимание, она подпитывала меня, а я ее, но сам факт соревнований меня не радовал никогда. Мне нравилось завоевывать места и звания, но сам процесс не любила.
- Почему?
- Не по душе мне была эта концентрация на соревнованиях. Была б моя воля, я сделала бы так, чтобы сразу откатать и короткую, и произвольную, а не устраивать эти тренировки между прокатами. Я могла собрать себя и сделать все на максимуме. Но один раз. Кстати, не то что я не любила соревнования. Я любила атмосферу – новые страны, люди, жеребьевки, показательные, внимание, но сама битва – это не для меня. Всё, что до нее – обожала. А сама она – стресс. Ступаю на лед – концентрация полная. Снимаю коньки – опустошение. За эту концентрацию я платила своими нервными клетками.
- Волчицу из вас тренеры выбивали? Ту, которая выходит и утаптывает конкуренток.
- Мне никогда не говорили, что я должна выйти и порвать кого-то. Я вообще не люблю такую формулировку. Почему я должна кого-то рвать?
- А как тогда выиграть?
- Я считаю, что ты должен сделать своё. У нас же не бокс, где ты должен побить человека.
- А после разговора с Плющенко я понял, что это реальный бокс на льду.
- Да? У меня такого не было. Даже на тренировках. Мне никогда не был нужен спарринг-партнер, хотя кому-то он необходим. Меня не злило, когда кто-то рядом делал что-то красивое. Когда ты сосредоточен на ком-то другом, ты растрачиваешь собственную энергию. Кому-то это помогает, видимо, но меня тонизировала концентрация на себе. Тренеры знали, что я могу плохо тренироваться, а на соревнованиях выглядеть замечательно. Такая уж у меня психика, даже не знаю, как ее назвать. В общем, собиралась я в нужный момент, за что меня тренеры и ценили.
- Вам не кажется, что с более зверским качеством, может быть, "убийцы", вы бы взяли не серебро, а золото в какой-то момент?
- А кто, по-вашему, "убийца" в женском одиночном катании?
- Медведева. Два года выигрывала всё, что можно, а потом после травмы смогла собрать все силы на Олимпиаду.
- Женя действительно такой боец.
- Загитова вот не "убийца". У нее нет киллерского инстинкта, но есть стержень, который не позволяет себя сокрушить.
- Согласна, Алина не "убийца", но у нас у всех разная психология. Я старалась использовать те качества, которые мне близки, и я действительно могла дожать важные турниры, но отчасти не хватило действительно других качеств, отчасти у меня не было той команды, которая нужна для слаженной работы на победу.
- Вы сказали, что не было команды?
- Да, в определенные моменты мне не хватало слаженности, когда ты осознаешь, что все вместе мы идем делать результат. Порой я занималась не тем, чем следовало, но мне приходилось лезть в эти вопросы. Допустим, у Елены Германовны (Буяновой) есть хореограф, тренер по скольжению, тренер по ОФП. А до этого, с Инной Германовной (Гончаренко), мы были как первопроходцы. Мы вообще не знали, как вообще должно быть всё устроено. Когда ты маленькая, ты можешь держаться на уровне, но когда ты вырастаешь и хочешь результата, понимаешь, что нужна, допустим, дополнительная нагрузка для моего тазобедренного сустава – это в моем конкретном случае. Порой я сама организовывала некую команду, с которой мы должны были идти к результату. Но до конца объединиться у нас не получалось, потому что у Инны Германовны со мной был первый опыт работы для больших задач. Мы просто не знали, что делать. И допускали ошибки.
- И чтобы получить эту команду, надо было переходить к Буяновой?
- Совсем нет. Можно самим попытаться создать свою команду, а переходила я по другой причине.
Я благодарна Инне Германовне (Гончаренко) за что, что она для меня сделала. Если бы она продолжила выращивать спортсменов, у нее все бы получилось, потому что у нее был опыт работы со мной и она сделала бы выводы. Все-таки когда ребенок маленький, ты можешь себя вести так, как считаешь нужным. Хочешь, крикни на него, и он под чувством страха это сделает. А когда он вырастает, ты должен изучать его психологию. В тяжелом подростковом возрасте, когда появляется свое "я", необходим иной подход. Когда его нет, происходят сбои, непонимания, истерики. В такие моменты меня спасала Татьяна Анатольевна Тарасова. Когда она приходила, не работать просто не получалось. И не из-за того, что ее все боятся. Не-е-е-т. У нее невообразимая энергетика, которой она готова поделиться со всеми. Тарасова меня вдохновляла. Ей хватало одного слова, чтобы я забыла обо всех проблемах и мчалась по льду, выполняя любой объем работы. У меня горели глаза, когда она заходила, мне хотелось делать больше, еще больше и еще, еще, еще…
- Гончаренко не поменяла язык общения с вами?
- Дело не в манере общения. Ей просто было тяжело со мной справляться. Она создавала мне такой план нагрузки, который я не вывозила. Я головой понимала, что я не ребенок уже и если буду слепо выполнять всё, что требует тренер, то просто угроблю здоровье. У юниорок все-таки один темп нагрузок, а у взрослых – другой.
Слева направо: Елена Радионова (Россия) и тренер Инна Гончаренко
- Вы ей могли это прямо сказать?
- Я ей абсолютно доверяла, но ответной поддержки мне в тот период взросления не хватало. У Инны Германовны консервативный подход, она говорит – ты выполняешь. А я мечтала, что в меня просто поверят. Понимаете, мои родители всегда в меня верили, и мне очень хотелось, чтобы Инна Германовна была таким человеком, который будет в меня верить. Но я этого не ощущала, мне не хватало этого. Иногда она говорила: "Иди и делай. Так надо". А я понимала, что не готова к этому. В ответ тренер думала, что я ленюсь, отлыниваю, придумываю всякие небылицы лишь бы не работать. Нам банально недоставало доверительных разговоров. Но: если бы не Инна Германовна, я бы не добилась своих результатов.
- А с другим тренером?
- В том-то и дело, что разглядела меня она. В самом детстве. И потратила уйму сил на меня. Но прошло время, и я увидела перед собой тупик. Мне хотелось работать с этим дорогим для меня человеком, но я понимала, что выход у меня один – уходить.
- Вам не кажется, что тренер в такие моменты думает, что вас элементарно переманивают?
- Конечно! Так и было. Так думалось. У нас в России с этим проблема. Если ты переходишь к другому тренеру – ты предатель. Неблагодарный человек. Причем я не считаю, что с Инной Германовной мы добились максимума. Нет, мы с ней могли достичь и большего, разлад случился на уровне взаимоотношений, а не из-за тренерского уровня. Я вообще скептически воспринимаю признания, когда человек говорит: "Тренер дал мне максимум, и я от него ушел". Считаю, что не надо ничего менять, если идет нормальная работа. Лучшее – враг хорошего.
Фигуристка Елена Радионова
"Тогда считала, что реально выгляжу как предатель"
- Но с проблемой взросления вам не удалось справиться и в группе Буяновой.
- Жаль, что работа с Еленой Германовной получилась смазанной. Сама работа шла великолепно, контакт с тренером образовался такой, что мы до сих пор вместе.
- Она говорит, что вы вообще подружками стали.
- Так оно и есть, мы обсуждаем даже жизненные вопросы, я часто спрашиваю у нее совет. Она откликнулась на мою просьбу взять меня в группу. Хоть, конечно, и говорили, что меня переманили, но это абсолютные глупости. Я сама ей позвонила и даже не знала, поднимет ли она трубку. Мы тренировались на одном катке, но порой она на меня обижалась. Я была девочка с характером, вытворяла такие вещи, которые были невежливыми. Могла посмотреть на нее косо, проходя мимо. Я понимала, что она авторитетный человек, и для меня она была такой. Но я, будучи маленькой девочкой, тоже знала себе цену и вела себя иной раз надменно. В общем, я ей позвонила, она сняла трубку, я ей: "Елена Германовна, это Лена Радионова". Она такая: "О! Ого!". В ее голосе было неподдельное удивление. Я с трудом тогда подбирала слова. "Хочу, чтобы вы меня взяли…", - помню, сказала. "Да? Ты меня удивила", - ответила она. К тому моменту я еще не попрощалась с Инной Германовной, потому что не была уверена, нужна ли я вообще в новой группе. Получила согласие, после чего откатала командный чемпионат мира еще под руководством Инны Германовны, с которой у меня уже были натянутые отношения. Спасибо Саше Успенскому (тренеру ЦСКА), который меня поддержал в ту трудную минуту. Когда приехали, я подошла к Инне Германовне и сказала о решении уйти. Мне было тяжело это говорить.
- Это было выстраданное решение?
- Осознанное. Я к нему очень долго шла. Но и выстраданное тоже, пожалуй. Я очень привязываюсь к людям и тогда считала, что, несмотря на все свои доводы, я реально выгляжу как предатель. "Так же нельзя!", - я постоянно слышала свой внутренний голос. "Ну как же Инна Германовна?..", "Мы же с ней с самого детства…". Я думала уходить, но эта мысль царапала мне душу, и я долго не решалась это сделать.
- А как иначе тогда, если разум говорит уходить?
- На одной стороне весов были хорошие отношения, на другой – результат. Я выбрала второе. Конечно, гарантию результата тебе никто не даст, но была надежда. А выбор хороших отношений только ускорил бы развал моей карьеры. Все же я поняла: если ты будешь думать о других, ты потеряешь себя в спорте. Один умный человек мне сказал: каждый спортсмен должен быть эгоистом. Вот я и сыграла эгоистку в тот переломный период.
- Но счастья в спорте так больше и не нашли.
- Первый сбор у Елены Германовны прошел отлично, на тренировках я собирала риттбергер – ойлер - флип, лутц - риттбергер, лутц – тулуп - тулуп. Этого было достаточно, чтобы бороться за золото на всех турнирах. Но на соревнованиях меня как будто подменяли. Сейчас сама думаю, что это было, но не могу понять. Я же всегда умела выходить на старт, а потом словно разучилась это делать.
- Чувства бессилия перед конкурентками не было?
- Нет. Меня, правда, они не отвлекали. Помню, готовились к чемпионату России, в субботу одна тренировка, а в воскресенье выходной. У меня есть бзик – если будет выходной, я могу растерять форму. Выходной отменили, откатала хорошо в этот день, прихожу в понедельник, а под коленкой – мешок. Ни с того ни с сего. Вчера всё было отлично, сегодня я не могу нормально наступить на ногу. Надела коньки, но не сумела сделать даже перебежку. А в среду ехать на "Сапсане" в Питер. У меня паника. Поехала к физиотерапевтам, они руками разводят. То ли лимфоузел воспалился, то ли еще что. До сих пор для меня это загадка. Тогда мне налепили каких-то тейпов, сняли болевой синдром. Во вторник кое-как провела тренировку, в Питере тоже покаталась, попрыгала. Всё, думала, будет хорошо, но выхожу на короткую программу, размяла среди прочего риттбергер. Этот прыжок всегда был очень стабилен у меня. Выхожу на саму программу, заезжаю на риттбергер и понимаю, что мой конек попадает в мой же след, и выталкивания никакого нет. Падаю. Этот риттбергер и стоил мне какого-то более или менее успешного результата на чемпионате страны. Коленка, след, непруха какая-то была. А следующее лето – это уже до мурашек… О нем я уже рассказала.
Чемпионат России (2013). Церемония награждения: Юлия Липницкая, завоевавшая серебряную медаль, Аделина Сотникова, завоевавшая золотую медаль, и Елена Радионова, завоевавшая бронзовую медаль.
"Не помню, чтобы Тарасова была неправа"
- Кто был вашим главным соперником?
- Главным? Смотря в какое время. Женька, Лизка, Анька, Юлька, Аделинка, Алина… Все были главные, но по сезонам.
- Мне казалось, что схватка была только с Медведевой. До этого вы были маленькой, побеждали, но еще не осознавали этой борьбы. Заруба "Радионова – Медведева" могла бы стать брендом, но им стала "Медведева – Загитова".
- Мне кажется, у нас с Женей не было бы такого противостояния, как у нее с Алиной. Они же в одной группе готовились к Олимпиаде, а это уже перспектива драмы. Вообще со стороны виднее, я-то каталась и каталась себе, сегодня с Женей соревнуемся, завтра с Аней, а послезавтра с японками. С Мияхарой мы в юниорах боролись очень серьезно, а потом с Эшли, Грэйси, Мао… (речь об американках Эшли Вагнер, Грэйси Голд и трехкратной чемпионке мира из Японии Мао Асаде – ред.)
- В детстве быстро привыкаешь к тому, что ты самая лучшая и самая красивая?
- Я никогда себя не считала такой, да и никто мне такое и не навязывал. Красота – понятие относительное. Она внутри должна быть. Порой идет красивый человек, ты начинаешь с ним разговаривать и понимаешь, что ничем он, по сути, и не красив. Для меня важно, как человек излагает свои мысли, его мировоззрение, жизненные понятия, даже то, как он шутит. Для меня в этом приоритет, а не во внешности.
Хореограф Ше-Линн Бурн и Елена Радионова
- Кто лучше всех шутит?
- Шутил. Денис Тен (бронзовый призер Олимпийских игр в Сочи, убит в 2018 году – ред.). Умный, образованный, интеллигентный. Когда он начинал говорить, я открывала рот и ловила каждое слово. Он с потрясающим юмором рассказывал простые истории. Я хотела их слушать часами. Он был уникум. За что бы ни брался Денис, это начинало сиять другими красками. Как же он был красив душой. У меня много теплых воспоминаний о нем. Это же он дал мне номер телефона Ше-Линн (Бурн, одна из лучших хореографов мира), познакомил с ней. Наши фигуристы, как правило, привыкли ставить программы у наших постановщиков, а я первая, кто решилась поехать за океан. Так я ввела моду на Ше-Линн Бурн в России. Сейчас и Лиза Туктамышева, и Женя Медведева, и Алена Косторная вовсю с ней работают.
У меня всегда была мечта участвовать в швейцарском шоу Art On Ice и у Ю На Ким, которые я считаю самыми престижными в мире. Денис меня привлек в гала-представления Ю На. Еще обожаю японские шоу, но в них я участвовала еще юниоркой, а об этих двух грезила. Денис был, можно сказать, моим агентом, который вел переговоры. Он реально впрягался за меня, добивался нормального контракта. Когда мы встречались, все прикалывались: о, агент в деле. Обычно ведь надеешься только на себя, а здесь оказался рядом человек, который мне помогал. В мире не так много осталось таких добрых людей, каким был Денис.
А самой крутой я никогда себя не считала. Даже когда выигрывала, то не чувствовала себя чемпионкой.
- Выиграть два раза юниорский чемпионат мира – это интересно?
- Второй был интереснее. На первый ехала с непониманием, что это такое. Юлька (Липницкая) была действующей чемпионкой. Думала, что классно было бы оказаться в тройке. Сдружились и с ней, и с Аней Погорилой тогда. Атмосфера была у нас не соревновательная. Вы говорите про волчицу, которая должна порвать, а мы смеялись вместе, на завтрак ходили вместе, на обед, ужин…
Японка Вакаба Хигути и россиянки Алина Загитова и Елена Радионова (слева направо)
- Загитова и Медведева тоже выглядели дружным дуэтом на Олимпийских играх в Пхенчхане…
- Одно дело - общаться, а другое – дружить. Подруг в спорте нет, это точно. Дружба – понятие серьезное. Друзей много быть не может, один-два максимум. Это люди, на которых ты можешь положиться в трудную минуту. И не просто те, кто может оказаться рядом, когда тебе плохо, а искренне порадоваться, когда тебе хорошо. Меня всегда поддерживало довольно большое количество людей. Люди у нас милосердные, это правда. Но когда тебе хорошо, не все порадуются. Ты видишь, как счастливы за тебя твои родители, а потом встречаешь кого-то с фразой "Уау, как это круто!". Начинают тебе рассказывать, какая ты великолепная, но ты же понимаешь, что это все не искренне.
- И вы в ответ профессионально улыбаетесь?
- Конечно! Это тоже приятно. Болельщики вот от души радуются, а коллеги спортивные – редко. Да и кто будет рад прямому конкуренту? Фигурное катание – спорт очень жестокий. А первый юниорский чемпионат мира я выиграла, не задумываясь. Второй титул я ехала не завоевывать, а подтверждать. И вот тогда была куча ненужных мыслей вроде "А что, если не получится?". Я всегда была максималисткой, жила по принципу "всё или ничего". Для меня важно было победить второй раз, несмотря на травму большого пальца на ноге. Распространенная "фигурная" болячка, из-за лутца и флипа на этом пальце появляются трещины. Я пропустила по этой причине первенство России, третье место на котором заняла Саша Проклова, тоже на тот момент ученица Инны Германовны. Но Татьяна Анатольевна впряглась за меня и сказала, что я должна ехать. Я не могла ее подвести и выиграла чемпионат мира второй раз подряд. Тарасова на протяжении всей моей карьеры искренне за меня переживала и всегда была рядом.
- Не было ощущения, что вы чуть-чуть не попали в нужный год на Олимпийские игры, которые вы могли бы выиграть?
- Если бы да кабы… Конечно, мысли такие были, но я не забивала ими голову.
- Все равно ведь изначально между Загитовой, Медведевой, Радионовой, Погорилой не было огромной разницы в уровне мастерства. Все вы когда-то были примерного одного высокого класса.
- В 2018 году шанс был.
- Но тогда у вас уже начались проблемы. А будь чуть постарше, в 2014-м могло вполне всё сложиться.
- Сетовать на такое - это как обижаться на дождь. Да и в 2018-м был шанс. Но на третье место. Не сложилось, но во мне это, что называется, не сидит. Я каждый раз честно готовилась, честно подходила к соревнованиям и показывала максимум.
- При этом на чемпионате Европы в Стокгольме уступили какие-то крохи Лизе Туктамышевой, лидируя после короткой программы.
- Это было очень обидно. Тогда меня успокаивали: "Да ладно, ерунда, ты молодая, и у тебя всё впереди, а Лизка катается уже давно". В итоге я закончила, а Лиза еще борется.
- Через год на чемпионате Европы в Братиславе Медведева шла танком, а вы были грустной.
- Это тоже обидный турнир, который я откатала чисто, а Женя выиграла с падением.
- Она даже по тренировкам там выглядела победительницей. Мы сидели на трибуне с Мишиным, и он мне ставил в пример Медведеву, которая была невозмутимой и с отработанными до мелочей движениями, была видна ее уверенность в себе. А у вас такого настроя, казалось, не было.
- У меня не было той команды, которая могла бы сплотить всех и настроить на нужный лад.
- Тарасова же мастер такого настроя, вы были ей небезразличны.
- Но она же не работала со мной каждый день. Она приходила, когда была возможность.
- Если бы вашим тренером с 2015 года была она, что бы вас ждало?
- Хороший вопрос. Никогда не думала об этом. Мне кажется, что Татьяне Анатольевне уже тогда было тяжело вести спортсмена. Она просто появлялась в нужный момент и выводила на правильный путь. А вообще она, конечно, феномен.
- К феномену у нас особое отношение. Многие считают, что у нее есть любимчики, которых она хвалит и старается продвигать.
- Я никогда не замечала за ней любимчиков.
- Вы не были ею?
- Она ко мне очень хорошо относилась, но я не видела, как она работает с другими. По-моему, Татьяна Анатольевна любому готова помочь. Ей позвонят, она сразу же придет на помощь.
- Я заметил, что не все относятся к ней уважительно, но советы ее слушают все.
- Только неумный человек не станет прислушиваться к Тарасовой. Я вообще не помню ситуации, когда она была бы неправа. О фигурном катании она знает всё и при этом идет в ногу со временем. Раньше все катались под классику, сейчас настал век современной музыки, и Татьяна Анатольевна способна совершенно объективно оценивать новые тенденции. У меня ведь уйма сомнений была по поводу "Порги и Бесс". Музыку предложила Тарасова, она увидела в ней меня, но образ был для меня настолько новый, что я себя в нем совершенно не представляла. Поначалу. Начали ставить, и я поняла, на что способна Ше-Линн. Скажу вам честно: Татьяна Анатольевна плохого не посоветует. А Гершвин от Ше-Линн - это полнейший восторг. До сих пор любуюсь. Вообще я привыкла доверять профессионалам.
"С Чернышевым мы были первыми, кто поставил рэп на льду"
- Ше-Линн Бурн, Морозов, Власова, Масленникова, Чернышев, Канаева, Авербух, Джи. Кто из хореографов вашей карьеры самый крутой?
- С Ше-Линн мы делали фантастику. Елену Станиславовну (Масленникову) обожаю, это по-настоящему светлый человек. Она вела меня с самого детства, с ней мы поставили потрясающие "Пятый элемент" и "Зомби". Илья Авербух – постановщик, который абсолютно ни на кого не похож. У него есть ритуал: он надевает капюшон и начинает наедине с собой кататься по льду, проживая всю программу в себе, и только потом он начинает ставить номер с фигуристом. Петя Чернышев уникален своей манерой катания, у него просто обилие новых шагов. Когда он что-то предлагает, ты понимаешь, что ты этого не сделаешь. Я смотрела на его ноги и не понимала, как они вертятся. Но когда ты пересиливаешь себя, то получается очень классно. Коля Морозов поделился со мной секретами владения конька, реберности катания, в приоритете у него – удобство программы для спортсмена. Он считает, что если тебе где-то некомфортно, то в этом месте программы тебя ждут провалы. Морозов – мастер постановки цельных программ, когда каждое движение гармонично перетекает в следующее. У Нади Канаевой и Рафаэла Арутюняна совершенно другая обстановка, Надя научила меня легкому женскому катанию. Она каждый раз стремилась сделать меня всё мягче и мягче, просто затачивала меня на парение в воздухе, а рядом пролетала Эшли Вагнер, и я порой проглатывала ее манеру женственного катания, что очень полезно сказывалось и на моем коньке. Канаева умеет поставить программу с минимумом энергозатрат и очень воздушную. Симбиоз сильных ног и легкого туловища. Надя и Ше-Линн привили мне любовь к американо-канадскому стилю, которым я с удовольствием обогатилась и который я очень не хотела потерять, вернувшись в Россию. Сейчас у меня навыки и русской хореографической школы, и североамериканской, и вы не представляете, с каким удовольствием я делюсь своим опытом с детишками.
- Ваше будущее – хореограф?
- Да, я этим увлечена. Конечно, если ко мне обратятся помочь с прыжками, я откликнусь, потому что в этом я тоже понимаю. Но хореографией я живу. Это моё.
- Сумасбродные идеи есть?
- Мне так жалко, что не удалось откатать программы сезона-2018/19, короткую под Эми Уайнхаус You Know I'm No Good. Мы с Петей Чернышевым были первыми, кто в фигурном катании поставил рэп. Это нереально крутая программа. Я очень жалею, что не удалось показать эти вещи публике. Произвольная была совсем другая, она уже вылетела из головы.
- Если к вам придет фигурист и попросит поставить ему "Кармен", вы его отговорите?
- Нет, я постараюсь сделать другую "Кармен", не такую, как у всех.
- А как ее сделать другой?
- Самое главное – раскрыть сильные качества фигуриста. Нужно понять, что ему идет. Какие-то позиции спортсмену идут, какие-то нет, и это отчетливо заметно во время постановки. А хореография такая наука, где можно подобрать уйму оригинальных вещей, чтобы явить миру абсолютно незнакомую "Кармен".
- Тяжело сделать так, чтобы вас потом не обвинили в плагиате, как Глейхенгауза после номера Загитовой под Билли Айлиш?
- Очень тяжело быть постоянно разным, потому что у каждого классного хореографа есть свой стиль, который выражается в шагах, других наработках на льду. Я знаю только одного хореографа, которой удается выделяться прямо коренным образом – Ше-Линн Бурн. Принеси ей две одинаковые музыки, и она поставит две разные программы.
"Дури в голове хватало, хотелось переделать всю себя, удалить ребра"
- Ваш любимый сериал "Бунтарка".
- Это было давно, но этот фильм действительно охарактеризовывал меня.
- В какой момент вы бунтовали?
- В подростковом возрасте. Но без хамства.
- С матом?
- Матом я и в жизни не ругаюсь, разве только что ну очень редко. Мне банальное слово "жопа" непросто дается. "Пятая точка", "попа" - вот мой лексикон. Мне некомфортно произносить даже "придурок" и "идиот".
- Что может довести вас до матерщины?
- Сейчас – ничего, а раньше - только фигурное катание. Безысходность на тренировке. Девочки не должны ругаться матом, только если в анекдотах. Хотя в нашем виде спорта очень много матерящихся пацанок. Я не люблю тех, кто разговаривает, как сапожник.
- Как вы ругались с людьми?
- Стычки на льду были. Драк не помню, а вот музыку могли не поделить, мешал, бывало, кто-то специально на тренировке, когда ты катаешь программу, а человек начинает разъезжать в месте, где ты должна сделать вращение. Но я все равно справлялась без помощи мата. А вообще эти дрязги на льду, эта конкуренция в группе, подготовка к какому-нибудь чемпионату мира – это такая фигня.
- Я давно заметил, что вы очень осторожны с собеседником, у вас ничего не выведаешь.
- Я не могу назвать себя закрытым человеком, просто предпочитаю думать, прежде чем говорить. В фигурном катании есть неадекватные фанаты, которым что ни скажи, они все равно перефразируют.
- Вы всегда любили себя показать. Эти распущенные волосы. А еще лучше, если бы они развевались на Лазурном берегу в Ницце. При этом вы никогда не стремились к стандарту с надутыми губами, мотивационной лабудой в Instagram, не строите из себя жизненного коуча.
- На происходящее в соцсетях действительно забавно смотреть. В подростковом возрасте и у меня дури в голове хватало, хотелось переделать всю себя вплоть до того, что удалить ребра. Хотела тонкую талию. Но мне говорили: "Потерпи, ты еще маленькая". Я росла и постепенно понимала, что не так всё плохо со мной. Сейчас хожу к косметологу, но инъекций и операций никаких не было. Всё от окружения зависит. Если вам подружка говорит, что тебе нужно что-то подкачать, то какая она тебе подружка? А молодые парни, по-моему, уже наелись дамами со сделанными грудями, попами и губами. Сейчас очень сложно найти девушку без пластических губ, вкачанных скул. Пройдут годы, и ты не знаешь, какие последствия тебя ожидают. Красивых девушек много, но интересных мало. Главное ведь харизма, а эти куколки с губами-утками все одинаковые. С ними не о чем говорить. Наступает время сильных, умных и естественных. В тренде правильное питание и гимнастика, в том числе и для лица. Если у тебя будет спортивная фигура, то и черты лица станут благороднее. Когда я поправляюсь, то мое лицо мне тоже не нравится. Но я не противник пластических операций как таковых. Если тебе не нравится твой нос, пойди и сделай. Но если ты любишь себя, ты этого не сделаешь. Сегодня ценятся девушки, которые сформировали себя сами.
- Кто вас восхищает из тех, кто пропагандирует успех?
- Наталья Водянова. Человек без единой пластической операции, которая своим трудом добилась очень многого. Уделяет много времени благотворительности, у нее правильные семейные ценности, много детей. Девушка и карьеру сделала, и семью создала, и занимается благими делами. Уверена, что она очень умная и интересная.
Елена Радионова
- А Бузова?
- Она тоже selfmade. Как бы ни смеялись над Бузовой и как бы ее ни ругали, согласитесь, ей никто ничего не принес на блюдечке, она сделала себя сама. Столько хейта, как в нее, не запустили ни в одного человека. Но она прет танком и успешно делает свою работу.
- Бузова или Рудковская вам ближе?
- Рудковская. Яна – бизнесвумен. Женщина со стержнем, мне это близко. Вокруг Бузовой хейт и скандалы, сплошной шоу-бизнес, а Яна – деловая женщина. Мне бы тоже хотелось, чтобы меня ассоциировали не с дурью, а с хорошими делами.
- А вот у Ксении Собчак и интеллект, и скандалы.
- Невероятно умная и харизматичная женщина. Я не лезу ни в какую политику, но мне всегда интересно, когда она высказывается.
"Отшивать парней просто, здесь не надо изощряться"
- Ваш муж должен быть успешным?
- Да, если мужчина успешен, то он восхищает свою девушку, которая хочет ему соответствовать. Не зря же говорят, что мужчина – голова, а женщина шея. Я тоже так считаю. Любому мужчине нужно черпать мотивацию, его нужно как поддержать, так и подстегнуть в трудную минуту. Но женщина должна расти вместе со своим мужчиной.
- Предпринимательский союз получается.
- Почему? Девушка тоже может выбрать спектр развития своей жизни. Может, в семью уйти, может, в дела. Когда появляются дети, развиваться тяжело, но потом – почему бы нет? Я явно не за то, чтобы девушка сидела дома. Я сама не могу так. Мне необходимо дело, которое будет меня восхищать.
- А если что-то не получится, то надо расставаться с мужчиной? Уйдет муж в уныние…
- Жена не должна этого допускать. Это ее задача. А периоды бывают разные. Семья создается для любви и сплоченности.
- Ваш Константин становится в этом сезоне одним из лидеров ЦСКА (полузащитник армейцев Константин Кучаев – ред.). Растет. Вы воздействуете на него с мотивом "а ну-ка, дорогой, давай в сборную"?
- Я Костей очень горжусь. Мне хочется, чтобы у него всё получилось. Пытаюсь его поддерживать, находить нужные слова. Но я вижу его осознанный подход к делу, он действительно заслуживает своего положения в команде, у него все мысли о футболе.
- Не мечтаете вдвоем, что пройдет время и уедете вместе покорять Милан или Мадрид?
- Я не лезу в его профессиональные дела, в футболе я не разбираюсь. Когда у него был трудный период, я просто была рядом с ним. Потому что я знаю, что такое спорт.
- С женами и подругами футболистов общаетесь?
- С кругом Кости: Чаловым, Дивеевым, Обляковым. Такая компашка у нас собралась.
- Вы понимаете, что такое жена футболиста?
- Ха-ха-ха, пока не понимаю, потому что пока я не жена футболиста. Но предполагаю, что футболистов почти не бывает дома. А вообще мне кажется, что жена футболиста такая же, как и жена инженера.
- Нет, жена футболиста должна разбираться в контракте мужа.
- Мне кажется, в контракте должны разбираться другие люди, и в первую очередь сам футболист. Я не сторонник того, чтобы лезть в сферу, которая абсолютно меня не касается. Моя сфера – это создать своему молодому человеку уютную обстановку в доме. Нам с Костей легче в том плане, что я понимаю, что такое усталость после тренировок и что такое состояние спортсмена перед игрой и после игры. А вот бывает, что другим девочкам хочется прежде всего погулять со своим футболистом, а ему в этот момент нужен покой.
- Раньше вы нигде не фигурировали с молодыми людьми…
- …так у меня их и не было.
- Или вы так хорошо их скрывали?
- Не было, да я и не собиралась ни с кем встречаться. Олимпийский год, турниры, иной раз проблемы с тренировками. Сначала это, а мальчики подождут. На первом месте у меня всегда была карьера. За мной постоянно кто-то пытался ухаживать.
- А как вы их отшивали?
- Говорила, что нет времени. Извините. Отшивать просто, здесь не надо изощряться.
- Какой контингент к вам подкатывал?
- Мне было легче общаться со спортсменами, мы на одной волне, хотя мой круг никогда не ограничивался миром спорта. Но порой люди реально не понимали, что у меня и вправду нет времени на какие-то развлечения, потому что я элементарно устала после тренировки. Меня злило, когда меня беспокоили в тот момент, когда у меня в голове текущие проблемы в фигурном катании. Человеку не объяснишь, что тренировка может закончиться в восемь вечера. "А как так? Рабочий день же до шести…". Просто так получилось, что в моей жизни появился Костя. На все мои ответы "у меня нет времени" он относился с пониманием. Он вообще глубокий человек.
- Если он скажет вам, что ему нужны жена и дети, а не хореография жены, вы как отреагируете?
- Это очень сложный вопрос. Пока не хочу забегать далеко, предпочитаю жить сегодняшним днем.
- Пока важных событий в вашей совместной истории не намечается?
- Нет, пока каждый сконцентрирован на своем деле, на самореализации.
- Вы ревнивая?
- Мне кажется, нет. Хотя не знаю. В телефон Кости не полезу точно.
- А посуду побить?
- Это точно не про меня. Не приветствую звонких скандалов, как и ситуаций, когда мужчина поднимает руку на женщину. Такое терпеть нельзя.
- Как и пьянство.
- Да, это два вида недостатков, несовместимых с жизнью в браке. Но эта история не о нас. Костя очень уравновешенный. Мы ни разу не кричали друг на друга. И нам не скучно.