НАШ ПЬЕДЕСТАЛ
Сезон 2022-2023Архив пьедесталов
КОНТАКТЫ
8(495)613-67-34
Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)
г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15
14-ЛЕТНЯЯ ФИГУРИСТКА МОЖЕТ БРОСИТЬ ВЫЗОВ ЗВЕЗДАМ ТУТБЕРИДЗЕ. КАК ОНА ГОТОВИТСЯ К ЧЕМПИОНАТУ РОССИИ?
Внутри него — обстановка типичного школьного буфета. На часах 16:15, но за окном уже сплошная чернота, которую разбавляют только хлопья мокрого снега. На окнах — цветные новогодние гирлянды, вокруг — белые стены, маленький прилавочек, круглые столы и металлические стулья, на которых несколько девочек лет 11-12 делают уроки. У каждой — прическа и легкий макияж, намекающие на то, что тренировочный день для них еще отнюдь не закончен.
С виду обычная «продленка» в школе. На деле же именно подобные, на первый взгляд малозначительные моменты приближают к осознанию того, как детям-спортсменам удается обходить в общем развитии нас, обычных людей. Когда тренировки начинаются в 9 утра, а заканчиваются ближе к 7-8 вечера, каждый твой день похож на мини-фильм. Сюжет не слишком разнообразный, но максимально насыщенный. В промежутках между «сериями» — попытки угнаться за школьной программой. После них — куча домашней работы.
Когда с малых лет живешь в режиме многозадачности, раннее взросление настигает тебя как бы само собой. Для нас это все удивительно и непонятно. Для них — абсолютная обыденность.
Ровно в 16:30 группа Давыдова появляется на катке. Час льда для прокатов программ и отработки сольных прыжков, далее еще примерно полчаса на индивидуальные задания — самое обыкновенное тренировочное расписание. Единственное необычное обстоятельство — менее чем через неделю Сергей Дмитриевич вместе с двумя своими ученицами Софьей Самоделкиной и Валерией Шульской поедет в Санкт-Петербург на чемпионат России — официально самый крутой, конкурентный и нервозный турнир по фигурному катанию в мире.
бычно в это время тренеры с фигуристами запираются на льду, минимизируют любые контакты с внешним миром и уж точно не приглашают никого к себе на каток. И вот, я стою возле борта и смотрю, как одна из самых амбициозных команд страны проводит последние приготовления перед отбытием на главное фигурное рубилово года. Ранее подобной открытостью меня удивлял только один тренер — Тамара Николаевна Москвина. Теперь их стало двое.
Вообще мне показалось, что в группе Давыдова относятся к чемпионату России не с опаской, а скорее с предвкушением. В моральном плане им действительно немного легче, чем остальным. Самоделкиной 14 лет, на главные старты сезона она пока не проходит по возрасту, а Шульская все еще продолжает набирать форму и к тройному акселю с четверными прыжками пока не подступается. Без них бороться за призовую тройку уже практически нереально.
Теоретически Давыдов мог бы выставить на «Россию» три девушки. Анне Фроловой, которой в августе исполнилось 16, уже не мешают возрастные ограничения, но не совсем удачное распределение по юниорским Гран-при и стрессовый перелом стопы сделали ее участие в национальном чемпионате невозможным — она просто не прошла по критериям. На тренировке Анна была легка, весела и пластична, как раньше. На месте и мягкие руки, и прошлогодняя произвольная под неизменно драматичного Эцио Боссо, и дупель с «кораблика». Нет пока только всех тройных — вместо некоторых она делала только одинарные. Но эта неприятность совершенно точно носит временный характер.
Возвращаясь к Самоделкиной — несмотря на «юниорский» возраст, она на чемпионате России будет одной из немногих, кто способен ворваться в разборки звездной четверки Этери Тутберидзе — Камилы Валиевой, Анны Щербаковой, Александры Трусовой и Майи Хромых — с воспитанницей Алексея Мишина Елизаветой Туктамышевой. Сложность технического контента Софьи теоретически позволяет ей рассчитывать даже на призовую тройку, особенно если обстоятельства (несколько недель назад Софья поменяла коньки) позволят сделать прыжковую заявку максимальной.
На вечернем льду она в основном отрабатывала четверной сальхов в разных вариациях, тройной аксель и четверной риттбергер. Сальхов в двух экземплярах попал и в прогон произвольной программы — этот прыжок получался у Софы практически безошибочно. Скорее всего, в Питере на него и будет основной расчет. Впрочем, риттбергер тоже был многообещающим. Из нескольких попыток три получились весьма и весьма уверенными, так что вероятность появления его в программе на «России» сохраняется.
Но главное, что бросилось в глаза — сам принцип организации работы. На льду одновременно находятся 10 фигуристов, и это довольно много. С ними четыре тренера — помимо Давыдова это Сергей Вербилло, Виктория Бондаренко и Александра Кравцова. Занимаются все и со всеми, внимание достается как лидерам группы, так и малышам.
К примеру, 9-летнему Тагару Самбуеву. Первое время он — совсем еще кроха на фоне остальных — выделывал шаги под надзором Вербилло между тройных и четверных прыжков старших девушек и парней, а ближе к концу вместе с тренерами решил показать, как происходит процесс разучивания новых элементов (в его случае — тройного акселя) на «удочке». В роли «рыбака» — сам Давыдов. Первая попытка вышла неуверенной, мальчик немного волнуется, но зато уже со второй прыжок стал очень ровным и докрученным.
Еще одна любопытная особенность тренировок у Давыдова — он ничего не упускает из виду. В центре катка Самоделкина заходит на неудачный четверной сальхов — он сразу комментирует, почему случилась ошибка. По малому бортику Елизавета Куликова идет в тройной лутц — «Ну ведь не так плохо! Давай теперь попробуем не падать?» Где-то в противоположном углу прыгает Шульская — он контролирует и ее.
Все эти эпизоды происходят практически одновременно, и я с непривычки лишь мельком успеваю все охватить. А тренер, кажется, видит их от и до. Даже вечером, когда накатывает усталость, и концентрация должна снизиться естественным путем.
Под конец тренировки я уже немного задубел. Неподготовленному человеку каток, где тренирует Давыдов, покажется прохладным, но фигуристам, похоже, это совершенно никак не мешает. На двух электронных часах, висящих посередине арены (одни из них отстают ровно на минуту), уже пробило время окончания тренировки, но ребята совершенно не выглядят замученными или излишне уставшими. Микроклимат, в котором требовательность и упорная работа сочетаются с возможностью иногда позволять себе «выдохнуть» и посмеяться, — вообще благоприятная основа для любого спорта. И тренеры ЦСКА, похоже, это хорошо понимают.
После основной тренировки фигуристы занимаются по индивидуальным заданиям. Самоделкина еще полчаса отрабатывает вращения, остальные уходят заминаться в специальный коридорчик с беговыми дорожками, расположенный, по сути, прямо на катке — точнее на втором его ярусе.
Далее жизнь в режиме многозадачности продолжается. Кому-то надо позаниматься домашними делами, кто-то спешит делать уроки, а кому-то, как, к примеру, Самоделкиной, после целого дня тренировок еще предстоит дать большое интервью. Мы закончили разговаривать после 8 вечера, и в тот момент я чувствовал себя чрезвычайно неловко из-за того, что отнял у Софьи два часа драгоценного свободного времени.
Но потом оказалось, что в этот день был человек, который ушел с катка еще позже – Давыдов. Его рабочий день закончился после 9 вечера в зале для хореографии, чтобы уже завтра утром начаться вновь.
Похоже, иначе чемпионами просто не стать.