НАШ ПЬЕДЕСТАЛ
Сезон 2022-2023Архив пьедесталов
КОНТАКТЫ
8(495)613-67-34
Крытый каток (новый)
8(499)372-97-00
(добавочный 3093
в тональном режиме)
г. Москва, Ленинградский просп., д.39 корп.15
«Никто никогда в жизни не отберет у меня эмоции, воспоминания и счастье, что я попал на Олимпийские игры»
-- Марк, с какими чувствами будешь вспоминать эту Олимпиаду?
-- Я счастлив, что здесь оказался. Независимо от каких-то ситуаций, результатов, прокатов. Просто счастлив быть здесь, потому что такая возможность выпадает очень немногим людям, спортсменам. Наверное, мне помогла череда случайностей, такой золотой билетик, потому что полтора года назад я еще совсем плохо катался и даже не мог подумать об этом. Я мечтал: «Вот, если хорошо буду работать, то в 2026 году, возможно, попаду». И счастлив, что я вот здесь и сейчас.
-- Участие в Олимпиаде станет толчком в дальнейшем?
-- Мне кажется, толчок дадут тренировки здесь. До соревнований получилось покататься с Юмой (Кагияма – прим.), Нэйтаном (Чен – прим.), после -- с Юдзуру (Ханю – прим.), Юмой, Нэйтаном, Шомой (Уно – прим.). Для меня это огромная честь находиться с ними рядом, смотреть, как они работают. Вообще, покататься с Юдзуру было моей мечтой, которая могла исполниться в Сочи на этапе Гран-при. Но Юдзуру снялся. Я расстроился. И кто же мог подумать, что спустя два месяца это случится на Олимпийских играх в Пекине.
-- Тебе кажется, будто это все происходит во сне?
-- Сейчас уже нет. Но вот когда только начиналась Олимпиада – да. Казалось, не со мной все это происходит.
-- Олимпийские игры на самом деле что-то особенное?
-- Олимпиада кардинально отличается от любых других соревнований, где я был. Отличается всем. Олимпийская деревня, спортсмены из абсолютно разных видов спорта, разных стран. Все общаются…
Самым крупным стартом для меня был чемпионат Европы, но это другое. Абсолютно разный масштаб происходящего!
А что больше всего понравилось на Олимпиаде? Честно -- понравилось все. Каждый день здесь что-то происходит, ты это запоминаешь и просто наслаждаешься, что это происходит с тобой.
-- Ты дебютировал на Олимпийских играх. По твоим ощущениям, удалось показать здесь все, на что готов?
-- Если мы берем командный и личный турнир как два отдельных соревнования, то в одном из них мне удалось показать свой максимум, практически максимум. И я доволен тем, что удалось две подряд программы откатать хорошо, удалось не подвести команду. Наверное, по прошествии лет, когда мне захочется пересмотреть Олимпиаду, я выберу командный турнир.
-- Четыре проката сложно выдержать?
-- Это было в первый раз для меня. Но это было и в первый раз для Вики (Синициной), Насти (Мишиной), Саши Галлямова), Камилы (Валиевой). И для Никиты, кстати. На Олимпиаде в Сочи он катал три программы. То же самое было и у ребят из других стран.
-- Но мужские соревнования начинались практически сразу после командных?
-- Физически было не очень тяжело. Мы же на тренировках работаем, много катаем программы. Так что все возможно. Тут проблема в эмоциональном состоянии. У меня есть ощущение, что я саккумулировал все свои энергетически запасы на командный турнир, и их просто не хватило на личный. Наверное, в этом моя ошибка. Может быть, нужно было попридержать себя в команде, чтобы оставить силы на личный. Но как есть. Зато я не подвел ребят. Возможно, если бы я экономил силы, то в итоге и там, и там вышло бы плохо.
Выдержать четыре проката эмоционально тяжело. Я помню, как выходил на командный турнир и был абсолютно заряжен сделать свое дело. А когда на личный, то понимал, что все могу сделать, но внутри ничего нет. Пустота. Поэтому в командном и личном турнире я смотрелся по-разному.
-- Но это опыт.
-- Согласен. Зато у меня была возможность покататься на олимпийском льду четыре раза, когда у большинства два, три или вообще ни одного.
-- Тренер Светлана Соколовская считает, что тренировки, которые проходили здесь, пошли тебе на пользу, ты восстановил четверной лутц.
-- В общих чертах. Я очень хотел здесь остаться. Но это зависело не от меня. Будь моя воля, я бы улетал не завтра, а в самом конце, потому что не знаю, как сложится моя жизнь. Возможно, это моя первая и последняя Олимпиада, и я хотел взять от нее все.
Изначально я должен был улетать с Женей (Семененко) и Андреем (Мозалев), но накануне вечером мне позвонили, спросили: «Собрал чемодан?» - и добавили: «Можешь разбирать». Что, как, почему – не знаю. Мы тогда компанией сидели, и когда мне сообщили, я чуть не запрыгал от счастья, что остаюсь здесь подольше!
-- Нормальные условия в олимпийской деревне?
-- Я читал комментарии других спортсменов, что условия не очень. Но я, если честно, ничего такого не вижу. Все сделано либо хорошо, либо нормально. Комфортно, удобно. Наверное, в такой сложной ситуации в мире, это максимум, что можно было сделать. Меня все устраивает.
Номер в олимпийской деревне рассчитан на трех человек. Большое помещение с общим входом, гостиной, три отдельные комнаты. В каждой комнате своя ванная. Кто-то мне рассказывал, что ребята из других стран в таких номерах вчетвером живут. Мы жили втроем – я, Андрей и Женя. Постоянно вместе проводили время. Вечерами собирались еще с Сашей, Камилой, Аней и гуляли, играли в карты, общались.
-- Далеко было до столовой?
-- Нет, у нас очень удобно расположенный корпус. В минуте ходьбы от столовой. Сразу у выхода из подъезда, через 20 метров здание, где сдают ПЦР-тесты. Рядом автобусная станция. Ребятам из некоторых других команд до автобуса было довольно далеко идти, но нам повезло.
-- Сувениры удалось купить?
-- Поначалу у нас в магазине было много Бин Дунь Дуней (талисман Игр – прим.). Они просто лежали на полках, мы ходили в магазин, их никто не покупал. Я думал, откатаю соревнования и куплю. А потом началось безумие. Не такое, как у журналистов, я видел фотографии огромных очередей в пресс-центре. У нас тоже очереди есть. И также выдают одного Дунь Дуня в руки, причем, в определенные часы – утром, днем и вечером. В идеале надо прийти за полчаса, встать в очередь и получить одну панду. Я четыре штучки купил. Несколько раз ходил.
-- С какими чувствами возвращаешься домой?
-- Не вижу повода грустить. Я был на Олимпиаде. Такой шанс выпадает немногим. Я откатал на Олимпиаде четыре программы, хотя большинство катает две. Я нахожусь здесь дольше многих ребят, которые уже улетели. Получилось потренироваться с классными спортсменами. Очень много времени гулял, виделся с ребятами из других стран, общался с нашими. Мы постоянно куда-то ходили, что-то делали. Я заводила…
Знаете, я долго думал и пришел к тому, что на льду мы всем показали, что выиграли как спортсмены. Остальное уже зависит не от нас. Это решают другие. Но никто никогда в жизни не отберет у меня эмоции, впечатления, воспоминания и счастье, что я попал на Олимпийские игры. А все остальное вторично.
-- Отложенная церемония награждения, история с Камилой. Получалось от этого абстрагироваться?
-- Вообще, церемония награждения должна была пройти 7 февраля, но все три страны решили перенести ее на день, потому что на следующее утро была короткая программа у мужчин, а ребята из Японии и США являлись главными претендентами на золото. Перенесли на день. 8-го числа мы оделись, собрались, выдвинулись в сторону автобусной остановки, и в этот момент сообщили, что церемонии не будет…
-- Шок?
-- Неожиданная ситуация в целом… И тут есть два варианта: либо ты сидишь, загоняешься, переживаешь сам; либо помогаешь Камиле. Мне кажется, я поступил так, как должен был поступить любой человек на моем месте!
-- Поддержал Камилу?
-- Помогаю, как могу… Просто я понимал, что она девочка, что она одна, что здесь у нее кроме тренеров почти никого нет. Но тренеры - это одно, а друзья - другое. Мы с Морисом (Квителашвили – прим.) постоянно общались с Камилой. Я куда-то ходил с ней, сидели вместе, LEGO собирали, чтобы чем-то занять ее, переключиться.
Знаете, и без того напряжение перед Играми в Пекине было огромным. До Олимпийских игр нужно было «положить» всю жизнь -- отобраться, поехать без травм, хорошо выступить. А тут еще включалась такая «переменная» как положительный тест на ковид, когда каждый день встаешь и не знаешь, чем этот день закончится. Если тест положительный, может, увезут куда-то… Реально до паранойи доходило.
Но все это было до короткой программы в команднике. Когда за день до старта мне пришел тест, я откатал короткую, то стало морально полегче. Я уже понял, если дальше вдруг все плохо будет с тестами, я хотя бы программу уже доехал. Ну, давайте честно, если ты катаешься в команднике за Россию, скорее всего, это медаль.
-- Так и есть. Дальнейшие планы?
-- Чуть передохнуть, чуть восстановиться, после «Кубок Первого канала» и чемпионат мира. Затем выступления в шоу. Наверное, об этом уже можно сказать, Илья Изяславович (Авербух – прим.) меня пригласил, буду в его шоу кататься.
Ольга ЕРМОЛИНА, Татьяна ФЛАДЕ
Фото ISU и Татьяны ФЛАДЕ